Мышление человека определяет то, какие суждения он выносит в отношении того или иного события. Но, поскольку мышление не всегда отражает существующую реальность, получаемые выводы зачастую ошибочны, что приводит к возникновению искаженных убеждений. Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении, шаблонные отклонения, приводящие к искаженному восприятию действительности, что в свою очередь приводит к неправильной интерпретации фактов и иррациональному поведению.
Существуют «полезные» когнитивные искажения, помогающие более эффективно реагировать на определенные ситуации – адаптироваться в особых условиях, мгновенно принимать правильные решения и т. д. Но большинство когнитивных искажений, наоборот, ограничивают возможности индивидуума из-за отсутствия навыков мышления или применения адаптивных навыков в неуместной ситуации. Говоря простым языком, когнитивные искажения – это своего рода логические ловушки, которые заставляют нас действовать шаблонно и иррационально, полагая, что нами движет здравый смысл.
Причины появления когнитивных искажений
- Физиологические и психологические ограничения человеческого мозга в плане обработки информации.
- Эмоциональные факторы.
- Влияние социума.
- Нарушение процесса обработки информации.
- Так называемый ментальный шум – непрекращающийся поток мыслей, которые человек не в состоянии контролировать.
Список когнитивных искажений включает несколько видов шаблонного мышления
- Искажения, связанные с поведением и принятием решений.
- Искажения, связанные с вероятностями и верованиями.
- Социальные искажения.
Итак, предлагаем вашему вниманию список когнитивных искажений, где собраны самые распространенные ошибки мышления. Когнитивные искажения — это систематические ошибки восприятия, и эта подборка поможет вам научиться их распознать. А предупрежден — значит вооружен!
20 когнитивных искажений, связанных с поведением и влияющих на принятие решений
Изучите перечень, чтобы лучше понимать, как ошибки мышления влияют на ваши решения.
- Эффект повального увлечения – ярким проявлением этого искажения является всем известное «стадное чувство». Тенденция верить во что-то, во что верят «все» или делать вещи потому, что многие другие делают это.
- Систематическая ошибка, связанная с частными примерами – игнорирование доступных статистических данных, в пользу частных случаев.
- Искажение, связанное с подтверждением – склонность находить, а также интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить существующую в голове концепцию. Например, если вас волнует тема вред какого-то продукта, изучая информацию, вы будете уделять больше внимания данным, говорящим о его вредности, и отсеивать все, что связано с его пользой.
- Отклонение в сторону статус-кво — искажение, приводящее к тому, что люди не желают перемен, а хотят, чтобы привычные вещи оставались теми же самыми.
- Искажение в восприятии сделанного в прошлом выбора – тенденция считать свой выбор более правильным, чем он был на самом деле.
- Ошибка при планировании — недооценка количества времени, которое потребуется на выполнение задачи. Известна как следствие закона Мерфи: «На любую работу на практике затрачивается больше времени, чем предполагалось».
- Эффект вклада – выражается в том, что люди, как правило, хотят продать некий объект значительно дороже, чем готовы заплатить за его приобретение.
- Сопротивление, или «дух противоречия» — потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
- Иллюзия контроля – склонность человека верить в то, что он способен контролировать события или влиять на их последствия, хотя на самом деле влиять на них он не может.
- Эффект узких рамок – использование при описании проблемы/ситуации слишком узкого подхода.
- Эффект воздействия рамок – различные выводы в зависимости от того, как данные представлены.
- Эффект контраста — усиление или преуменьшение значимости чего-либо при сравнении с недавно наблюдавшимся контрастным объектом. К примеру, радость от покупки недорогой вещи быстро сменяется расстройством, если человек узнает, что аналогичный товар продается в другом магазине дешевле.
- Переоценка скидок – ошибки мышления, приводящие к тому, что люди предпочитают выбирать более близкие к настоящей дате выплаты выплатам, отдаленным во времени.
- Переоценка воздействия – склонность человека переоценивать интенсивность и длительность неких событий на его будущие переживания.
- Уклон в сторону поиска информации – тенденция продолжать поиск информации даже тогда, когда она не оказывает влияния на действия.
- Рационализация после покупки — тенденция приводить аргументы, убеждая себя в том, что сделанная покупка стоит затраченных на нее денег.
- Неприятие потери – отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Людей больше потеря какой-то вещи вызывает большее расстройство, чем могла бы быть радость от ее находки.
- Потребность в завершении – при решении важного вопроса люди испытывают потребность достигнуть его завершения, получить ответ и избежать сомнений и чувства неуверенности. Социальное давление и время усиливают этот источник ошибок.
- Эффект знакомства с объектом – люди склонны относиться с большей симпатией к знакомым объектам, чем к незнакомым.
- Эффект причастности — человек придает большую ценность (значимость) тем объектам, к созданию которых он имеет отношение.
Искажения, связанные с вероятностями и верованиями
Такие ошибки мышления часто исследуются в части их влияния на экспериментальные исследования и бизнес.
- Когнитивное искажение в условиях неоднозначности – избегание вариантов действий, в которых отсутствующая информация делает вероятность «неизвестной».
- Каскад доступной информации — усиление веры во что-то за счет повторения.
- Приукрашивание прошлого — склонность оценивать события из прошлого в более позитивном ключе, чем в тот момент, когда они происходили.
- Ошибка игрока — тенденция находить несуществующие взаимосвязи между результатами отдельных случайных событий. Например, при выпадении решки 9 раз подряд, большинство людей будет ставить на орла, считая, что вероятность его выпадения составит 90%. На самом деле вероятность будет, как и прежде, один к одному.
- Ошибка выжившего — недооценивание данных по группе «погибших», недоступных прямому наблюдению.
- Иллюзия кластеризации – ошибка мышления, следствием которой становится тенденция видеть паттерны там, где на самом деле они отсутствуют.
- Эффект сверхуверенности — переоценивание человеком своих собственных способностей.
- Эффект привязки (якоря) – особенность, которую часто используют владельцы торговых сетей, повышая продажи путем выкладывания товаров из разных ценовых категорий рядом. При этом товар из более «дорогой» категории (якорь) создает иллюзию восприятия соседнего товара как выгодного по цене, даже если его стоимость по сравнению с аналогами довольно высока.
- Эвристика доступности – более доступное в памяти яркое, необычное или эмоционально заряженное событие оценивается как более вероятное в сравнении с менее доступным.
- Ошибка совпадений – тенденция полагать, что, более специальные случаи являются более вероятными, чем более частными.
- Хоторнский эффект – феномен, заключающийся в том, что люди, находящиеся в группе наблюдаемых, временно меняют свое поведение. Например, на заводе повышается производительность, когда туда приезжает комиссия.
- Эффект знания задним числом («Я так и знал!») – склонность воспринимать произошедшие события предсказуемыми.
- Эффект воспоминаний — эффект, состоящий в том, что люди помнят больше событий из своей молодости, чем из других жизненных периодов.
- Эффект ожидания наблюдателя – эффект, появляющийся, когда исследователь в ожидании определенных результатов, начинает бессознательно манипулировать ходом эксперимента. Также может выражаться в неправильной интерпретации данных, притягивая «за уши» полученную информацию, чтобы подтвердить свои ожидания.
- Отклонение, связанное с оптимизмом – тенденция систематически переоценивать и быть сверхоптимистичным относительно шансов успеха планируемых действий.
- Отклонение в сторону позитивного исхода – тенденция переоценивать при предсказании вероятность хороших вещей.
- Эффект Манделы — разновидность искажения, выражающегося в том, что масса людей помнит определенное событие (и/или отдельные детали события) не так, как оно происходило.
- Эффект первенства – склонность оценивать значение недавних событий выше, чем более ранних событий.
- Субъективное придание значимости – восприятие чего-либо, как истинного, если верования субъекта требуют, чтобы это было истинным. Сюда также входит восприятие совпадений как взаимосвязи.
- Приукрашивание прошлого – тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
Большинство из когнитивных искажений в списке ниже связаны с ошибками атрибуции (приписывание определенных характеристик самому себе или кому-то другому).
- Искажение в оценке роли субъекта действия – оценивая других, люди склонны преувеличивать влияние их профессиональных качеств и придавать меньшее значение влиянию ситуации. При этом в отношении себя проявляется противоположная тенденция, при которой влияние собственных качеств недооценивается в пользу влияния ситуации.
- Эффект эгоцентричности – ошибка логического мышления, при которой люди воспринимают себя более ответственными за результат коллективной работы, чем это есть в действительности.
- Эффект Даннинга-Крюгера – когнитивное искажение, благодаря которому люди некомпетентные завышают представления о собственных способностях, а высококвалифицированные, наоборот, страдают неуверенностью в своих силах и склонны занижать свои способности. К тому же последние часто полагают, что и окружающие оценивают их компетентность так же низко, как и сами они.
- Эффект Барнума (эффект Форера) – примером его служат гороскопы. В случае этого когнитивного искажения люди принимают как индивидуально относящиеся к ним достаточно общие описания, которые можно приложить к большому числу людей.
- Эффект фальшивого консенсуса – тенденция людей переоценивать ту степень, в которой другие люди соглашаются с ними.
- Стадный инстинкт – одна из самых распространенных ошибок мышления, заставляющая людей принимать мнения и следовать за большинством, чтобы избежать конфликта и чувствовать себя в безопасности.
- Иллюзия ассиметричной проницательности – благодаря этому искажению человек думает, что знает о своих близких больше, чем они знают о нем самом.
- Феномен «справедливого мира» – вера людей в справедливость мира и неотвратимость возмездия для тех, кто поступает «плохо», поступающие же «хорошо» получат награду.
- Иллюзия прозрачности – человеку свойственно переоценивать способность других людей понимать его, а также свою способность понимать других.
- Искажение в пользу своей группы – склонность людей предпочитать представителей «своей» группы чужакам.
- Искажение в оценке гомогенности членов другой группы – восприятие членов собственной группы как более разнообразных по сравнению с членами других групп.
- Эффект Лейк-Уобегон – тенденция человека к распространению о себе лестных верований и завышение мнения о себе.
- Искажение в связи с формулировкой закона – эта форма социального искажения выражается в том, что при оформлении некого закона в виде математической формулы создается иллюзия реальности его существования.
- Искажение в связи с проекцией – бессознательная тенденция субъекта полагать, что другие имеют аналогичные мысли, ценности, верования и позиции.
- Эффект первого впечатления — влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду сэффектом ореола и другими.
- Искажение в собственную пользу – тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это может проявляться также как тенденция людей преподносить двусмысленную информацию благоприятным для себя образом.
- Самосбывающиеся пророчества — тенденция вовлекаться в те виды деятельности, которые приведут к результатам, которые (сознательно или нет) подтвердят наши верования.
- Искажение при описании черт характера — тенденция переоценивать собственную изменчивость в отношении личностных качеств, настроения и поведения, одновременно воспринимая окружающих как гораздо более предсказуемых.
- Эффект леди Макбет (эффект Понтия Пилата) – существующая в воображении субъекта связь между моральной и физической чистотой, которая побуждает человека, испытывающих чувство стыда, вымыться, «смыв» с себя воображаемую грязь.
- Эффект фальшивого консенсуса — склонность людей к переоцениванию степени, в которой посторонние соглашаются с ними.
Когнитивные ошибки мышления — неотъемлемая часть человеческого восприятия, которая может значительно искажать реальность и влиять на принятие решений. Осознание этих ошибок — первый шаг к их преодолению. Применяя критическое мышление и развивая способность распознавать собственные когнитивные ловушки, можно улучшить качество решений, повысить объективность и уменьшить влияние субъективных убеждений.